Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом 2025-2026 учебном году не меняются.
Итоговые изложения комплектуются из ежегодно пополняемого открытого банка текстов для итогового изложения, размещенного на сайте ФГБНУ «ФИПИ» https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie . Образец комплекта тем на сайте ФИПИ для 2025-2026 г . https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/2025/03_Obrazec_komplekta_tem.pdf
Официальные критерии оценивания итогового сочинения 2025-2026 от ФИПИ https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/2025/04_Kriterii_it_soch.pdf . Собственно, критерии проверки НЕ МЕНЯЮТСЯ из года в год.
Что такое итоговое сочинение?
Это сочинение в формате рассуждения (первый серьезный экзамен в 11 классе). Ученик отражает в тексте свою позицию по выбранной теме и обосновывает её — приводит примеры из литературных произведений.
Какие задачи решает итоговое сочинение?
Итоговое сочинение — это допуск к государственной итоговой аттестации (оценка школы: «зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриента (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результата сочинения в вузе осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.
Рекомендуемое количество слов
Рекомендуемое количество слов — от 350, если в сочинении менее 250 слов (служебные слова учитываются), то выставляется «незачёт» за работу в целом.
Для получения «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 «Соответствие теме» и № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» — в обязательном порядке); выдержать объем и самостоятельно написать работу
Итоговое сочинение пишут в первую среду декабря последнего года обучения.
Даты проведения итогового сочинения 2026:
- основная дата итогового сочинения – 3 декабря (среда) 2025 года
- резервные дни для сдачи – 4 февраля (среда) 2026 года и 8 апреля (среда) 2026 года
Требования к итоговому сочинению
Экзамен длится 3 часа 55 минут. Школьникам нужно написать рассуждение от 350 слов. Это рекомендуемое количество, при котором можно полно раскрыть тему. Ее ученик выбирает сам. В сочинении нужно использовать аргументы, примеры, написать свою точку зрения. Кроме этого, есть некоторые другие требования, без которых не получить «зачет».
- Количество слов в сочинении ограничено лишь с одной стороны – минимум нужно написать 250 слов. В противном случае ученик получит «незачет».
- Итоговое сочинение должно быть написано самостоятельно. Списывать его полностью, использовать точные фрагменты и отрывки или воспроизводить по памяти чужой текст – запрещено.
Требования к итоговому собеседованию разрешают цитирование с ссылкой на источник. При этом объем цитаты не должен превышать количество собственного текста ученика.
Темы итогового сочинения 2025-2026
Одиннадцатиклассникам предлагается шесть тем на выбор – все их можно распределить по трем разделам:
- Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- Внутренний мир человека и его личностные качества.
- Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
- Познание человеком самого себя.
- Свобода человека и ее ограничения.
- Семья, общество, Отечество в жизни человека
- Семья, род; семейные ценности и традиции.
- Человек и общество.
- Родина, государство, гражданская позиция человека.
- Природа и культура в жизни человека
- Природа и человек.
- Наука и человек.
- Искусство и человек.
- Язык и языковая личность.
Пример комплекта тем на итоговом сочинении 2025-2026
Изменения в итоговом сочинении 2025-2026
Структурно итоговое сочинение не менялось, добавились лишь новые формулировки литературных тем. Они пополнят раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» (подраздел 3.3 «Искусство и человек») закрытого банка тем итогового сочинения:
Критерии оценивания итогового сочинения 2025
Работа учеников 11 класса оценивается по строгим критериям. Давайте подробнее разберем критерии оценивания итогового сочинения.
Всего их пять:
- «Соответствие теме».
- «Аргументация. Привлечение литературного материала».
- «Композиция и логика рассуждения».
- «Качество письменной речи».
- «Грамотность».
Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям 1 и 2, а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев. Выставление «незачета» по критериям 1 и 2 автоматически ведет к «незачету» за работу в целом.
№1 «Соответствие теме».
Критерий проверяет содержание сочинения. «Зачет» можно получить в том случае, если работа соответствует и полно раскрывает выбранную учеником тему. В противном случае сочинение не засчитают. Это может случиться, если школьник написал текст на другую тему, не ответил на поставленный в теме вопрос, в нем нет конкретной цели высказывания.
№2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Здесь проверяют умение подростка логично рассуждать на определенную тему, высказывать свою точку зрения, приводить аргументы и подкреплять их примерами из произведений. В качестве примера можно использовать устное народное творчество, художественную, публицистическую литературу и другие ее виды. В своей работе достаточно сделать опору лишь на одно произведение.
Получить «незачет» по второму критерию оценивания можно в том случае, когда сочинение не содержит аргументов, опоры на конкретное произведение из литературы.
№3 «Композиция и логика суждения».
Этот критерий проверяет навыки выпускника выстраивать свое письменное рассуждение логично и связно. Важно соблюсти логику тезисов и доказательств. Если проверяющий не сможет уловить смысл высказывания, не найдет доказательной части текста, то выставят «незачет».
№4 «Качество письменной речи».
Проверка речевого оформления текста происходит по этому критерию. Если школьник способен точно выражать мысль в письменном виде, использует разнообразную лексику, умеет вписывать в свою работу разные грамматические конструкции и употреблять термины, ему поставят «зачет». Низкое качество речи и скудный слог – «незачет».
№5 «Грамотность»
Критерий оценивания нацелен на проверку грамотности творческой работы. Если на 100 слов сочинения придется более 5 ошибок, то школьник получит «незачет». В данном случае учитывают грамматические, пунктуационные и орфографические ошибки.
Структура итогового сочинения 2025
Классическое школьное сочинение включает в себя вступление, основную часть и заключение.
- Вступление. Это вводная часть, состоящая из трех частей:
- Вопрос темы. Переписать тему можно в формате вопроса или же напротив привести ее к утвердительной форме.
- Толкование ключевого понятия. Если есть такая возможность, стоит охарактеризовать понятия и дать определение основным характеристикам. Толкование станет мостом к тезису – основного элемента вступления.
- Тезис представляет собой главную мысль автора. Обычно начинают писать тезис со слов: «Я считаю», «Я думаю, что…». Это помогает проверяющим легче засчитать его.
- Основная часть. Это собственные размышления школьника и аргументация.
- Связка – элемент текста, который служит связующим звеном между вступлением и основной частью сочинения. Часто она начинается со слов «Обратимся к рассказу…».
- Описание эпизода или характера главного героя – это небольшой пересказ главной мысли.
- Микровывод – анализ эпизода, служащий пояснением, почему этот пример доказывает тезис. В этой части работы нужно описать конкретный эпизод, дать ему анализ, объяснить поведение героя или произошедший случай. То есть упомянуть произведение – мало, нужно подробно объяснить, почему пример связан с тезисом.
Напомним, что получить «зачет» можно даже в том случае, если ученик использовал в своем сочинении только одно литературное произведение. Но лучше упомянуть два аргумента – это поможет хотя бы в одном из случаев получить заветные баллы. Если ученику не зачтут один из примеров, то могут зачесть второй.
- Заключение. Это обобщение всего написанного в работе. В этой части сочинения выпускник может как подтвердить свою точку зрения, так и опровергнуть ее или переосмыслить. При подготовке к сочинению стоит опираться на примеры заключения, которые даны на сайте ФИПИ.
Как подготовиться к итоговому сочинению
При подготовке к сочинению самое главное – это практиковаться. Нельзя с первого раза учесть все критерии оценивания и написать идеальное сочинение. Поэтому важно как можно больше тренироваться в написании текстов на разные темы. Это поможет заучить структуру, все требования, отработать навык приведения примеров, понять пробелы в знаниях, откорректировать ошибки. Кроме этого, стоит соблюсти еще несколько рекомендаций:
- Начинайте готовиться к итоговому сочинению с самого начала учебного года.
- Читайте как можно больше различных произведений: публицистика, классика, научная, зарубежная, художественная литература – понадобится все. Также можно читать как зарубежные, так и отечественные произведения – ограничений нет.
- Читательский дневник – это возможность создать краткие заметки о прочитанном. В него стоит вносить основную мысль, главных персонажей – все, что поможет быстро освежить в памяти информацию перед экзаменом.
- Обсуждайте с друзьями, учителями или родителями прочитанные произведения. Анализ текстов поможет лучше их запомнить и научиться грамотно выражать свою точку зрения.
- Важный этап подготовки – отработка структуры текста. Старайтесь писать сочинения на разные темы, чтобы закрепить правила написания текста и отточить навыки соблюдения критериев оценивания.
- На экзамене за отведенное время важно не только успеть написать творческую работу, но и проверить ее. Поэтому во время тренировок по написанию сочинения следует всегда оставлять время на проверку.
Самостоятельно проверять свои сочинения очень сложно. Поэтому самое важное – заручиться поддержкой опытных педагогов.
Регистрация на участие в итоговом сочинении (изложении) в 2024/25 учебном году:
Дата итогового сочинения (изложения) |
Сроки подачи заявлений/сроки допуска на участие в итоговом сочинении (изложении) |
04 декабря 2024 года
|
до 20 ноября 2024 года |
05 февраля 2025 года
|
до 22 января 2025 года |
09 апреля 2025 года
|
до 26 марта 2025 года |
Вправе участвовать в дополнительные сроки:
- обучающиеся, получившие «незачет» (не более 2-х раз);
- обучающиеся, удаленные с итогового сочинения (изложения);
- обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине;
- обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительной причине.
Нормативные правовые документы
Распоряжение министерства образования Архангельской области от 27 сентября 2024 года № 1531 "Об утверждении мест регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в Архангельской области"
Распоряжение министерства образования Архангельской области от 02 ноября 2023 года №1915 "Об утверждении инструкций и правил по подготовке, проведению и проверке итогового сочинения (изложения) в Архангельской области"
Распоряжение министерства образования Архангельской области от 22 октября 2024 года № 1636 «Об утверждении организационной схемы обеспечения проведения итогового сочинения (изложения) в Архангельской области в 2024/25 учебном году»
Распоряжение министерства образования Архангельской области от 24 октября 2023 года №1871 "Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) в Архангельской области и Порядка проверки итогового сочинения (изложения) в Архангельской области"
Распоряжение министерства образования Архангельской области от 25 октября 2023 года № 1881 «Об утверждении Порядка регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в Архангельской области»
Распоряжение министерства образования Архангельской области от 25 октября 2023 года № 1882 «Об утверждении Алгоритма выбора работ итоговых сочинений (изложений) для перепроверки»
Методические материалы
Методические документы, рекомендуемые при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году: (обновлено 16.10.2024)
- Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году
- Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году
Места регистрации
Министерством образования Архангельской области определены места регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) (распоряжение от 27.09.2024 № 1531), а также утвержден порядок регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в Архангельской области (распоряжение от 25.10.2023 № 1881), который включает в себя в том числе образцы заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) для различных категорий участников.
Скачать
Образцы заявлений
-
Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) обучающегося, экстерна
-
Образец заявления на участие в итоговом сочинении выпускника прошлых лет
-
Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения)
-
Форма акта общественного наблюдения при проведении итогового сочинения (изложения)
-
Форма акта общественного наблюдения при проверке итогового сочинения (изложения)
Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.
В 2024-2025 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 году.
На сайте ФГБНУ «ФИПИ» опубликованы следующие материалы:
1. Структура закрытого банка тем итогового сочинения.
2. Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения.
3. Образец комплекта тем 2023/24 учебного года.
ПОВТОРНЫЙ ДОПУСК
Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) участники:
- получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
- не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- не завершившие выполнение итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение установленного порядка проведения итогового сочинения (изложения), допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.
Информация для УЧАСТНИКОВ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

























