Четверг, 30.10.2025, 03:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа "Город Архангельск" "Средняя школа № 35 имени Героя Советского Союза П.И.Галушина"

"Великое это дело - школа!" Федор Абрамов

80 лет Победы
Оцени нашу школу!
Иностр. граждане
Организация отдыха
Музей истории
Школьное питание
Комфортная среда
Год педагога
ФГОС НОО,ООО
Меню сайта
85 лет области
Дистанц. обучение
НАВИГАТОР ДО
Другое дело
Наш город
Нацпроект
ПАЗЛ ДОБРА
Телефон ОВД
Мы за чистый город
СОЮЗ ГОРОДОВ
Телефон доверия
ПОРТАЛ
БУ
Наш опрос
Какой предмет Вам нравится больше?
Всего ответов: 1390
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Итоговое сочинение (изложение)

Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения), критерии их оценивания в новом 2025-2026 учебном году не меняются.


Итоговые изложения комплектуются из ежегодно пополняемого открытого банка текстов для итогового изложения, размещенного на сайте ФГБНУ «ФИПИ» https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie   . Образец комплекта тем на сайте ФИПИ для 2025-2026 г .    https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/2025/03_Obrazec_komplekta_tem.pdf    

Официальные критерии оценивания итогового сочинения 2025-2026 от ФИПИ https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/2025/04_Kriterii_it_soch.pdf  . Собственно, критерии проверки НЕ МЕНЯЮТСЯ из года в год.

Что такое итоговое сочинение?

Это сочинение в формате рассуждения (первый серьезный экзамен в 11 классе). Ученик отражает в тексте свою позицию по выбранной теме и обосновывает её — приводит примеры из литературных произведений.

Какие задачи решает итоговое сочинение?

Итоговое сочинение — это допуск к государственной итоговой аттестации (оценка школы: «зачет-незачет») и формой индивидуальных достижений абитуриента (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результата сочинения в вузе осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

Рекомендуемое количество слов

Рекомендуемое количество слов — от 350, если в сочинении менее 250 слов (служебные слова учитываются), то выставляется «незачёт» за работу в целом.

Для получения «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 «Соответствие теме» и № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» — в обязательном порядке); выдержать объем и самостоятельно написать работу

Итоговое сочинение пишут в первую среду декабря последнего года обучения.

Даты проведения итогового сочинения 2026:

  • основная дата итогового сочинения – 3 декабря (среда) 2025 года 
  • резервные дни для сдачи – 4 февраля (среда) 2026 года и 8 апреля (среда) 2026 года

 

Требования к итоговому сочинению

Экзамен длится 3 часа 55 минут. Школьникам нужно написать рассуждение от 350 слов. Это рекомендуемое количество, при котором можно полно раскрыть тему. Ее ученик выбирает сам. В сочинении нужно использовать аргументы, примеры, написать свою точку зрения. Кроме этого, есть некоторые другие требования, без которых не получить «зачет».

  1. Количество слов в сочинении ограничено лишь с одной стороны – минимум нужно написать 250 слов. В противном случае ученик получит «незачет».
  2. Итоговое сочинение должно быть написано самостоятельно. Списывать его полностью, использовать точные фрагменты и отрывки или воспроизводить по памяти чужой текст – запрещено.

Требования к итоговому собеседованию разрешают цитирование с ссылкой на источник. При этом объем цитаты не должен превышать количество собственного текста ученика.

Темы итогового сочинения 2025-2026

Одиннадцатиклассникам предлагается шесть тем на выбор – все их можно распределить по трем разделам:

  1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
  • Внутренний мир человека и его личностные качества.
  • Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
  • Познание человеком самого себя.
  • Свобода человека и ее ограничения.
  1. Семья, общество, Отечество в жизни человека
  • Семья, род; семейные ценности и традиции.
  • Человек и общество.
  • Родина, государство, гражданская позиция человека.
  1. Природа и культура в жизни человека
  • Природа и человек.
  • Наука и человек.
  • Искусство и человек.
  • Язык и языковая личность.

Пример комплекта тем на итоговом сочинении 2025-2026

Изменения в итоговом сочинении 2025-2026

Структурно итоговое сочинение не менялось, добавились лишь новые формулировки литературных тем. Они пополнят раздел 3 «Природа и культура в жизни человека» (подраздел 3.3 «Искусство и человек») закрытого банка тем итогового сочинения:

Критерии оценивания итогового сочинения 2025

Работа учеников 11 класса оценивается по строгим критериям. Давайте подробнее разберем критерии оценивания итогового сочинения.

Всего их пять:

  1. «Соответствие теме».
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала».
  3. «Композиция и логика рассуждения».
  4. «Качество письменной речи».
  5. «Грамотность».

Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям 1 и 2, а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев. Выставление «незачета» по критериям 1 и 2  автоматически ведет к «незачету» за работу в целом.

№1 «Соответствие теме».

Критерий проверяет содержание сочинения. «Зачет» можно получить в том случае, если работа соответствует и полно раскрывает выбранную учеником тему. В противном случае сочинение не засчитают. Это может случиться, если школьник написал текст на другую тему, не ответил на поставленный в теме вопрос, в нем нет конкретной цели высказывания.

№2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Здесь проверяют умение подростка логично рассуждать на определенную тему, высказывать свою точку зрения, приводить аргументы и подкреплять их примерами из произведений. В качестве примера можно использовать устное народное творчество, художественную, публицистическую литературу и другие ее виды. В своей работе достаточно сделать опору лишь на одно произведение.

Получить «незачет» по второму критерию оценивания можно в том случае, когда сочинение не содержит аргументов, опоры на конкретное произведение из литературы.

№3 «Композиция и логика суждения».

Этот критерий проверяет навыки выпускника выстраивать свое письменное рассуждение логично и связно. Важно соблюсти логику тезисов и доказательств. Если проверяющий не сможет уловить смысл высказывания, не найдет доказательной части текста, то выставят «незачет».

№4 «Качество письменной речи».

Проверка речевого оформления текста происходит по этому критерию. Если школьник способен точно выражать мысль в письменном виде, использует разнообразную лексику, умеет вписывать в свою работу разные грамматические конструкции и употреблять термины, ему поставят «зачет». Низкое качество речи и скудный слог – «незачет».

№5 «Грамотность»

Критерий оценивания нацелен на проверку грамотности творческой работы. Если на 100 слов сочинения придется более 5 ошибок, то школьник получит «незачет». В данном случае учитывают грамматические, пунктуационные и орфографические ошибки.

Структура итогового сочинения 2025

Классическое школьное сочинение включает в себя вступление, основную часть и заключение.

  1. Вступление. Это вводная часть, состоящая из трех частей:
  • Вопрос темы. Переписать тему можно в формате вопроса или же напротив привести ее к утвердительной форме.
  • Толкование ключевого понятия. Если есть такая возможность, стоит охарактеризовать понятия и дать определение основным характеристикам. Толкование станет мостом к тезису – основного элемента вступления.
  • Тезис представляет собой главную мысль автора. Обычно начинают писать тезис со слов: «Я считаю», «Я думаю, что…». Это помогает проверяющим легче засчитать его.
  1. Основная часть. Это собственные размышления школьника и аргументация.
  • Связка – элемент текста, который служит связующим звеном между вступлением и основной частью сочинения. Часто она начинается со слов «Обратимся к рассказу…».
  • Описание эпизода или характера главного героя – это небольшой пересказ главной мысли.
  • Микровывод – анализ эпизода, служащий пояснением, почему этот пример доказывает тезис. В этой части работы нужно описать конкретный эпизод, дать ему анализ, объяснить поведение героя или произошедший случай. То есть упомянуть произведение – мало, нужно подробно объяснить, почему пример связан с тезисом.

Напомним, что получить «зачет» можно даже в том случае, если ученик использовал в своем сочинении только одно литературное произведение. Но лучше упомянуть два аргумента – это поможет хотя бы в одном из случаев получить заветные баллы. Если ученику не зачтут один из примеров, то могут зачесть второй.

  1. Заключение. Это обобщение всего написанного в работе. В этой части сочинения выпускник может как подтвердить свою точку зрения, так и опровергнуть ее или переосмыслить. При подготовке к сочинению стоит опираться на примеры заключения, которые даны на сайте ФИПИ.

Как подготовиться к итоговому сочинению

При подготовке к сочинению самое главное – это практиковаться. Нельзя с первого раза учесть все критерии оценивания и написать идеальное сочинение. Поэтому важно как можно больше тренироваться в написании текстов на разные темы. Это поможет заучить структуру, все требования, отработать навык приведения примеров, понять пробелы в знаниях, откорректировать ошибки. Кроме этого, стоит соблюсти еще несколько рекомендаций:

  1. Начинайте готовиться к итоговому сочинению с самого начала учебного года.
  2. Читайте как можно больше различных произведений: публицистика, классика, научная, зарубежная, художественная литература – понадобится все. Также можно читать как зарубежные, так и отечественные произведения – ограничений нет.
  3. Читательский дневник – это возможность создать краткие заметки о прочитанном. В него стоит вносить основную мысль, главных персонажей – все, что поможет быстро освежить в памяти информацию перед экзаменом.
  4. Обсуждайте с друзьями, учителями или родителями прочитанные произведения. Анализ текстов поможет лучше их запомнить и научиться грамотно выражать свою точку зрения.
  5. Важный этап подготовки – отработка структуры текста. Старайтесь писать сочинения на разные темы, чтобы закрепить правила написания текста и отточить навыки соблюдения критериев оценивания.
  6. На экзамене за отведенное время важно не только успеть написать творческую работу, но и проверить ее. Поэтому во время тренировок по написанию сочинения следует всегда оставлять время на проверку.

Самостоятельно проверять свои сочинения очень сложно. Поэтому самое важное – заручиться поддержкой опытных педагогов.

 

Регистрация на участие в итоговом сочинении (изложении) в 2024/25 учебном году:

Дата итогового сочинения (изложения)

Сроки подачи заявлений/

сроки допуска на участие в итоговом сочинении (изложении)

04 декабря 2024 года
(основная дата)

до 20 ноября 2024 года 

05 февраля 2025 года
(дополнительные сроки)

до 22 января 2025 года 

09 апреля 2025 года
(дополнительные сроки)

до 26 марта 2025 года

 


 

Вправе участвовать в дополнительные сроки:

- обучающиеся, получившие «незачет» (не более 2-х раз); 

- обучающиеся, удаленные с итогового сочинения (изложения);

- обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине; 

- обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительной причине. 


Нормативные правовые документы

Распоряжение министерства образования Архангельской области от 27 сентября 2024 года № 1531 "Об утверждении мест регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в Архангельской области"

Распоряжение министерства образования Архангельской области от 02 ноября 2023 года №1915 "Об утверждении инструкций и правил по подготовке, проведению и проверке итогового сочинения (изложения) в Архангельской области"

Распоряжение министерства образования Архангельской области от 22 октября 2024 года № 1636 «Об утверждении организационной схемы обеспечения проведения итогового сочинения (изложения) в Архангельской области в 2024/25 учебном году»

Распоряжение министерства образования Архангельской области от 24 октября 2023 года №1871 "Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения)  в Архангельской области  и Порядка проверки итогового сочинения (изложения) в Архангельской области"

Распоряжение министерства образования Архангельской области от 25 октября 2023 года № 1881 «Об утверждении Порядка регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в Архангельской области»

Распоряжение министерства образования Архангельской области от 25 октября 2023 года № 1882 «Об утверждении Алгоритма выбора работ итоговых сочинений (изложений) для перепроверки»

Методические материалы

Методические документы, рекомендуемые при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году: (обновлено 16.10.2024)
- Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году
- Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2024/25 учебном году


Места регистрации

Министерством образования Архангельской области определены места регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) (распоряжение от 27.09.2024 № 1531), а также утвержден порядок регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в Архангельской области (распоряжение от 25.10.2023 № 1881), который включает в себя в том числе образцы заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) для различных категорий участников.

Скачать


Образцы заявлений

 

 


Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.

В 2024-2025 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 году.

На сайте ФГБНУ «ФИПИ» опубликованы следующие материалы:

1. Структура закрытого банка тем итогового сочинения.

2. Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения.

3. Образец комплекта тем 2023/24 учебного года.


ПОВТОРНЫЙ ДОПУСК

Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) участники:

- получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

- не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

- не завершившие выполнение итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

- удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение установленного порядка проведения итогового сочинения (изложения), допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.

 


Информация для УЧАСТНИКОВ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

 

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА К ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:

- иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;

- лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования  (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);

- обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

 

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ДЛЯ:

- лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года), и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования;

- граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет);

- лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;

- лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;

- лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее - лица со справкой об обучении).

Обучающиеся Х классов, участвующие в экзаменах по отдельным учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении).

 

ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ:

- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;

- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

С 2022-2023 учебного года итоговое изложение проводится с использованием текстов из Открытого банка текстов для итогового изложения (далее – Банк изложений).

В Банке изложений размещены более 300 текстов, разработанных в 2014-2022 годах. В дальнейшем Банк изложений будет пополняться новыми текстами.

В Банке изложений тексты систематизированы и распределены по трем разделам с учетом их содержательно-тематической направленности:

Раздел 1. Нравственные ценности (включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в текстах поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями).

Раздел 2. Мир природы (включены тексты о красоте окружающего мира, поведении животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку).

Раздел 3. События истории (включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу).

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Регистрация участников на итоговое сочинение (изложение) осуществляется на основании их заявлений в местах, определенных министерством образования и науки Архангельской области.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично.

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) И СРОК ДЕЙСТВИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в пунктах проведения итогового сочинения (изложения) не позднее, чем через семь календарных дней с даты написания итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.

Выпускники прошлых лет могут участвовать в итоговом сочинении, в том числе при наличии у них действующего итогового сочинения прошлых лет.

Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

 

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В ВУЗЫ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОСТИЖЕНИЯ

Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и Приема).

В соответствии с пунктом 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (ред. от 31.07.2017) (зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015, регистрационный № 39572), при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА.

При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно.

Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно.

Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией в соответствии с пунктами 43 – 46 Порядка и указываются в правилах приема, утвержденных организацией самостоятельно.

Вход на сайт
Обратная связь
Минпросвещение
Электронный
Температ. режим
СШБП
Прием в 1 класс
ЕГЭ
ГИА 9
ОЛИМПИАДА
ГОСУСЛУГИ РФ
ГОСУСЛУГИ 29
ВПР
Тэги для поиска
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz